Новости

Плацкартные вагоны со временем могут исчезнуть, а в плане позиционирования РЖД ведет себя все больше как авиакомпания

Перевозки в не регулируемых государством сегментах перевозок вырос в 2012 году больше, чем в плацкартных вагонах. Как сообщили «Известиям» в пресс-службе РЖД, по предварительным итогам 2012 года продажа жд билетов в плацкартные вагоны снизилась примерно на 1,8%, в то же время продажа ж/билетов в купе и СВ выросла на 4,8%.

В частности, ожидаемый пассажирооборот (километраж поездок, умноженный на общее количество пассажиров) в поездах дальнего следования в этом году составит 112,9 млрд пассажирокилометров. Прирост за год по всем типам вагонов составил 2,1%.

При этом в абсолютном отношении субсидируемые государством плацкартные вагоны перевозят пока что гораздо больше пассажиров — около 70%. Речь о перевозках пассажирской «дочки» РЖД — ОАО «ФПК»: услуги «Сапсанов» в эту статистику не включаются, их предоставляет непосредственно РЖД. Тарифы на перевозки в плацкартных вагонах определяются Федеральной службой по тарифам, государство дотирует выпадающие доходы ФПК на эти перевозки. В то же время билеты в купе и СВ продаются по рыночной цене.

В этом году «ФПК» реализовало ряд маркетинговых акций для пассажиров, и все они были направлены на нерегулируемый сектор. Уже в течении нескольких лет действует скидка 50% на верхние полки в купе во многих поездах. В этом году с 16 мая 2012 года была введена скидка 5% при покупке билетов в вагоны класса Люкс, СВ и купейные вагоны. Также РЖД, вслед за авиакомпаниями, позволяло пассажирам накапливать «мили» . Баллы по карте «РЖД бонус», запущенной летом этого года, также можно было обменять на билеты в купе и СВ.

Примечательно, что председатель совета директоров РЖД Кирилл Андросов также возглавляет совет директоров крупнейшей российской авиакомпании «Аэрофлот». РЖД, вслед за авиакомпаниями, позволяло пассажирам накапливать «мили». Баллы по карте «РЖД бонус», запущенной летом этого года, также можно было обменять на билеты в купе и СВ.

По мнению члена совета гильдии маркетологов Леонида Иванова, маркетинговые акции ФПК по соотношению усилий и результатов довольно удачны.

— Они особенно активно конкурируют с «Аэрофлотом» — это видно по тому, как они предлагают себя, — отмечает Иванов. — Если «Аэрофлот» все больше выходит в верхний сегментный класс, то ФПК в своей маркетинговой политике охватывает средний класс. Это то, чем они раньше не занимались: РЖД занимались перевозкой всех, кто поедет. Сейчас у них есть четкое позиционирование, сегментирвание.

По словам эксперта, РЖД стоит развивать географически свой подход — компании, которые работают с монополией в регионах, могут организовывать локальные акции.

Ранее глава ФПК Михаил Акулов говорил, что компания не будет в ближайшие годы закупать новые плацкартные вагоны, так как госсубсидия не покрывает расходы на осуществление перевозок по регулируемым тарифам. Летом президент РЖД Якунин высказался против плацкартных вагонов.

— Я считаю, что анахронизм плацкартных вагонов, который у нас существует (его нет нигде больше в мире, только в какой-нибудь банановой республике, мне неведомой), нельзя поддерживать. Надо тогда просто-напросто переводить это в систему современных вагонов, современного подвижного состава, — заявил Владимир Якунин.

Дело в том, что плацкартные перевозки убыточны для РЖД, а их субсидий со стороны государства компании, по ее заявлениям, не хватает. Так, в 2012 году на субсидии ФПК из бюджета выделялось около 30 млрд рублей (тогда как ФПК просила 36,7 млрд), в 2013 году это 14,8 млрд рублей.

По мнению главы агентства Infranews Алексея Безбородова, плацкартные вагоны действительно должны со временем исчезнуть. При этом, чтобы от исчезновения дешевых плацкартных билетов не пострадала серьезно мобильность населения, ФПК должна пойти на радикальные реформы.

— Или надо перестраивать отношения между РЖД и клиентами, или вообще на расстояния больше 1 тыс. км большая часть пассажиров будут летать. Уже сейчас самые мобильные люди — это те, которые ездят в автобусах, — отмечает Безбородов.

Обратный звонок

Все поля обязательны для заполнения.