Учет затрат на билеты имеет ряд особенностей, которые мы попытаемся изложить на этой странице.
Билет, вопреки устоявшемуся стереотипу, не является товаром. Согласно ст. 786 ГК РФ билет – этот документ, удостоверяющий заключение договора перевозки пассажира. В настоящее время все большее распространение получают «электронные билеты» - билеты в бездокументарной форме. В такой форме выпускаются более 90 % авиабилетов и уже значительная часть железнодорожных билетов.
Для целей налогообложения прибыли расходы по оплате стоимости проезда работника к месту командировки и обратно учитываются в суммах, подтвержденных проездным документом. (Письмо Минфина РФ и от 10.01.2013 № 03-07-11/01).
Порядок списания расходов на приобретение электронных билетов устанавливается в письме ФНС России от 12.10.2012 № АС-4-2/17308. «Если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной нформационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту.
Документом, подтверждающим произведенные расходы на приобретение железнодорожного билета, является контрольный купон электронного проездного документа (билета), полученный в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети.»
Аналогичные положения содержатся и в письмах Минфина РФ от 16.08.2010 № 03-03-07/27, от 26.04.2012 № 03-03-04/1, и от 30.04.2013 № 03−03−07/15219, а также письме УФНС по г. Москве от 07.08.2012 № 16-15/071659.
Стоимость билетов учитывается в составе командировочных расходов на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Организация также может списать на расходы и затраты на выплату вознаграждения организации-посреднику (агентству). В письме УФНС по г. Москве от 01.07.2010 № 16-158/069225 указывается, что затраты на выплату вознаграждения организации-посреднику в состав командировочных расходов не включаются и при определении суммы расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, учитываются организацией-заказчиком обособленно. Основанием для такого учета являются посреднический договор с организацией-продавцом и документы, подтверждающие факт оплаты услуг посредника.
Особенно следует отметить, что согласно п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляется на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык. Необходимость перевода проездных документов на русский язык устанавливается в письмах Минфина РФ от 24.03.2010 № 03-03-07/6 и от 20.04.2012 № 03-03-06/1/202, где также указывается, что подобный перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистом самой организации.
Учет НДС, уплаченного при приобретении билетов для работников организаций, также имеет существенное отличие от порядка учета НДС по приобретаемым организацией товарам и услугам.
Минфин РФ в письмах от 21.09.2012 № 03-07-11/393 и от 10.01.2013 № 03-07-11/01 разъясняет, что на основании п. 18 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, при приобретении услуг по перевозке работников к месту служебной командировки и обратно в книге покупок регистрируются заполненные в установленном порядке бланки строгой отчетности или их копии с выделенной отдельной строкой суммой налога на добавленную стоимость, выданные работнику и включенные им в отчет о служебной командировке.»
Особо следует отметить, что счета-фактуры не могут служит основанием для предъявления к вычету суммы НДС по расходам на проезд. Разъяснение по данному вопросу содержится в письме УФНС по г. Москве от 10.01.2008 № 19-11/603, где сказано, что «при оказании авиатранспортной компанией услуг по перевозке пассажиров, оформленных авиабилетами, счета-фактуры не выписываются. Также авиатранспортная компания не выписывает счета-фактуры и в случае реализации билетов населению (в том числе юридическим лицам для своих сотрудников) через другие организации (агентства), с которыми у нее заключены агентские договоры.
Налоговым законодательством не предусмотрено выставление счетов-фактур авиатранспортной компанией при реализации авиабилетов населению (юридическим лицам для своих отрудников), в том числе и через агентства (организации), с которыми у авиатранспортной компании заключены агентские договоры. Поэтому агентство (посредник) не вправе выставлять счета-фактуры при реализации билетов населению.»
Таким образом, выставление счетов-фактур на билеты, практикуемое некоторыми агентствами и, зачастую, требуемое организациями-покупателями, не соответствует налоговому законодательству РФ и является его прямым нарушением. Также нарушением налогового законодательства является и учет НДС по билетам на основании счетов-фактур, поскольку, как указано в письме Минфина РФ от 10.01.2013 № 03-07-11/01, регистрация в книге покупок счетов-фактур, выставленных агентством, реализующим авиабилеты от имени транспортных компаний, нормами Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137 не предусмотрена.
Также следует помнить, что вычет НДС, указанного в билете, оформленном на иностранном языке, возможен только в случае перевода на русский язык реквизитов, необходимых для применения такого вычета. Это разъяснение содержится в письме Минфина РФ от 10.04.2013 № 03-07-11/11867.
В случаях, когда в билете сумма НДС отдельной строкой не выделена, то вся сумма, указанная в билете, включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании подпункта 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса. Такой порядок учета установлен в письме Минфина РФ от 10.01.2013 № 03-07-11/01.